На главную
Об академии
Гиды и инструкторы
Программы обучения
Склоны
Снаряжение
Расписание школ
Запись в группы
Форум
Контакты
Статьи
Легенды и мифы
 
© 2008 и далее везде // Snow-How // Все права защищены. Сделано: CRCX Lab
Snow-How // Склоны

:: Приэльбрусье

» Чегет

Приэльбрусье по праву называется родиной отечественного фрирайда. Рельеф гор Эльбрус и Чегет, сложный и разнообразный, позволяет делать интересные внетрассовые спуски даже в непосредственной близости от подъемников. Недаром, здесь, в поселке Терскол, живут и тренируются фрирайдеры, признанные лучшими не только в России, но и в мире. При хорошем состоянии снега, Чегет практически весь может использоваться для фрирайда.
Широкие целинные поля, кое-где перерезанные поясами скал, переходят в крутые узкие кулуары и лес. Состояние снега на разных участках склона отличается, в зависимости от высоты и экспозиции, и может меняться даже в течение одного дня. Как правило, серьезные снегопады на Чегете сопровождаются сильными ветрами, и легкий целинный снег редко когда сохраняется дольше, чем в течение 1-2 дней.
Перепад высоты при катании на Чегете - в районе километра, уклон от 20 до 45 градусов. Снег на Чегете лежит с ноября по май-июнь, но, по опыту последних лет, скажем: самые сильные снегопады начинаются здесь примерно со второй половины февраля.
Наибольший интерес для фрирайдеров представляют северные склоны Чегета. Здесь снег дольше всего остается пушистым, т.к. практически весь день «севера» остаются затененными. Множество скал и камней высотой от 1 до 20 метров, обычно имеющих хороший отрыв и приземление, позволяют разнообразить ваш спуск прыжками. Непосредственно после снегопадов спуски можно начинать прямо с верха второй очереди канатки. По мере раскатывания целины, группы райдеров уходят выше и левее бугеля по гребню в направлении плеча, которое в народе именуется «чегетская балда». Именно отсюда стартует большинство заездов в соревнованиях по фрирайду.
Южные склоны горы Чегет более пологие и  ровные, они позволяют как следует погонять при наличие хорошей видимости. Отдельного упоминания заслуживают знаменитые чегетские бугры, которые буквально на глазах вырастают прямо на трассе. Это отличная тренировка и утренняя разминка перед внетрассовым катанием. Катание по буграм позволяет развить равновесие, научиться читать рельеф, улучшить контроль над лыжами. Не случайно, многие великие фрирайдеры – бывшие могулисты.      
Внимание: не пытайтесь совершать внетрассовые спуски на Чегете, если вы не знаете дороги, катаетесь одни, без сопровождения гида!
Внетрассовое катание на Чегете требует от райдера владения разнообразными техническими элементами, ведь спуск может начаться с легкого паудера, продолжиться крошащимся настом и закончиться ледяным кулуаром. Вследствие быстрого образования ветровых досок и особенностей формирования снежного покрова, Чегет характеризуется высокой лавинной опасностью. В ряде случаев сход лавин возможен в непосредственной близости от опор канатной дороги. Поэтому, фрирайд здесь (как и везде, впрочем) должен планироваться с учетом текущих погодных условий, рекомендаций противолавинной службы и спасателей.   

» Эльбрус

Эльбрус (на местном языке – «Мингитау» - тысяча гор) высочайшая вершина Европы. Самое высокогорное катание в России. Характерный рельеф Эльбруса – это огромные поля, которые поражают своими размерами. Относительно небольшой уклон, наличие подготовленных трасс делают Эльбрус идеальным местом для тренировок. Работают снежные пушки. Эльбрус - замечательное место для бэккантри, возможны походы на ледовую базу, ущелье Терскол, перевал Эхо войны.
Без гида внетрассовое катание категорически противопоказано, так как склоны Эльбруса представляют собой ледник. В леднике есть трещины, которых сверху НЕ ВИДНО. Некоторые поля заканчиваются скальными 100 метровыми сбросами.

Рельеф Эльбруса богатый, хотя в целом более пологий, чем на Чегете, хотя есть и крутые участки, скалы, с которых можно прыгать. Практически нет узких ледяных кулуаров. Все выходы широкие и снежные.

:: Красная Поляна

«Об этом снеге ходят легенды. Говорят, что в Северном полушарии, места, где такой снег, можно сосчитать по пальцам одной руки. Камчатка, Аляска, Каскадные горы (США) и Красная Поляна. Из-за близости моря и совпадения ряда других горно-климатических факторов свежий краснополянский снег – это действительно роскошный пух, пудра, тот самый «POWDER», о котором мечтает любой райдер, и который проскакивает не только в горнолыжных снах, но и порой в тостах, словно пожелание здоровья, денег… Опять же морской климат создает уникальную структуру и специфику  выпадения снега: здесь меньше, чем, например, в Приэльбрусье, ветров, больше осадков, поэтому снег менее жесткий, более однородный, не похожий на совсем уж слоеный пирог. И склоны, которые на Домбае или Чегете были бы категорически лавиноопасны, здесь доступны для спусков.» (Роман Канушкин)
Лучше про Красную Поляну, наверное, и не скажешь. Идеальные условия для фрирайда. Не случайно именно Красная Поляна была выбрана местом проведения одного из четырех этапов Мирового Фрирайд-тура (Freeride World Tour) – наиболее значимых международных соревнований по фрирайду. Вот только не известно, что готовит нам грядущая Олимпиада?.. Надеемся, что значимость КП, как одного из самых интересных регионов для внетрассового катания в любом случае сохранится.
На склонах хребта Аибга существуют поистине безграничные возможности для оттачивания техники прыжков на естественном рельефе и элементов new-school. Под скалами и сбросами вас, как правило, ожидает хороший, ровный «приход», а легендарный Powder делает безопасными даже не совсем удачные приземления. Особый интерес в Красной Поляне представляет катание по лесу. В отличие от других лыжных регионов здесь растет лес, практически лишенный кустарника и подлеска.     

:: Домбай.

Домбайское ущелье является настоящей жемчужиной Северного Кавказа, по красоте которой, пожалуй, нет равных. Основной регион для катания расположен на склонах горы Мусса-Ачитара с перепадом более километра. Пятая очередь канатной дороги доставляет лыжников на самую верхнюю отметку - 3009 метров над уровнем моря. С вершины Муссы доступны сразу несколько логичных маршрутов для фрирайда.
Можно сделать траверс вправо, до тех пор, пока вы не увидите перед собой характерный козырек, под которым расположены скалы. Здесь вас, скорее всего, будут ждать метров 500 хорошего целинного склона.
Набольшей популярностью у любителей внетрассового катания в Домбае пользуется спуск через Русскую Поляну. Чтобы попасть туда, с верхней станции пятой очереди нужно уходить влево, на южные склоны, которые вскоре приведут вас к началу нескольких довольно ярко выраженных и крутых кулуаров. Под ними простираются почти 5 километров ровных полей и лес, в котором почти всегда лежит легкий зимний снег. Категорически не рекомендуется спускаться через так называемый Серповидный кулуар, правее Русской поляны, который при подъеме хорошо просматривается с канатной дороги. Это место заслуженно считается одним из самых лавиноопасных в Домбае. Кроме того, необходимо помнить о том, что некоторые кулуары заканчиваются скальными сбросами.
Для хорошо подготовленных райдеров может быть рекомендован спуск на обратную сторону Муссы-Ачитара в Гоначхирское ущелье. Здесь вы обнаружите самый интересный и радикальный рельеф на горе при очень хорошем качестве снега, т.к. этот склон почти всегда находится в тени. По окончании спуска выход к дороге проходит пешком по буреломному лесу и может занимать несколько часов (особенно в условиях малоснежного начала зимы). Учитывая данное обстоятельство, поход в Гоначхир лучше планировать на утро. Однако, мы не рекомендуем спускаться в Гоначхир без поддержки опытного гида и соответствующего разрешения, т.к. Гоначхирское ущелье является заповедником.

:: Кировск.

Хибины представляют собой очень интересный и самобытный регион для внетрассового катания. Эти горы не похожи на сравнительно молодой Кавказ. Когда-то Хибины попали под пресс ледникового периода. Ледник срезал их вершины, превратив их в серию огромных плато. (Саамский корень «чорр», который часто встречается в названиях гор, обозначает гору с плоской вершиной.) Склоны от краев плато обрываются широкими полями, которые перемежаются характерными разломами и лавинными лотками. В результате метелевого переноса в предвершинной части склонов часто образуются карнизы.          
Наибольший интерес в плане внетрассового катания представляют собой склоны горы Кукисвумчорр (25 километр), доступные с подъемника, а также, горы за пределами города: Вудьяврчорр, Поачвумчорр, Тахтарпорр, Юдычвумчорр и многие другие. Заброска в эти места производится (в зависимости от времени года) машиной или снегоходом.
Спуски часто начинаются со значительного уклона (до 45 град), что особенно характерно для узких кулуаров – «щелей». Снег часто неоднородный, может содержать участки задутой корки и льда.    Впоследствии склоны выполаживаются и расширяются. Необходимо принимать во внимание, что в верхней части, хибинские кулуары, как правило, перегружены снегом и лавиноопасны. При планировании спусков райдерам следует адекватно оценивать свой уровень катания, лавинную опасность, экспозицию отдельных участков склона. 
Сезон в Хибинах длится с октября по май-июнь, однако, в некоторые снежные годы катание back country возможно здесь и в июле. Ввиду суровых условий заполярья, наибольшей популярностью Хибины пользуются, начиная с марта. Средняя продолжительность залегания снежного покрова на вершинах – 260 дней в году. Максимальная высота Хибин над уровнем моря – около 1200 м, перепад высот приблизительно 300-500 метров.
Несколько слов в пользу летнего бэккантри в Хибинах:
- нет долгих подходов к горе;
- относительно легкие подъемы, за день можно успеть сделать несколько спусков;
- нет трещин (в отличие от Кавказа);
- полярный день позволяет более свободно планировать катание.

:: Узбекистан

В Узбекистане расположено два основных региона катания  г. Чимган и г. Бельдерсай. Друг от друга они находятся примерно в 4 километрах.

» Бельдерсай

Горнолыжный курорт Бельдерсай находится в 80 километрах к юго-востоку от Ташкента. Всего 1,5 часа езды на автомобиле – и вы попадаете в чарующий горный край с ярким и неповторимым колоритом. Вы оказываетесь среди отрогов Западного Тянь-Шаня, покрытых арчёвыми и яблоневыми лесами, зарослями шиповника и барбариса, с бурными горными реками и водопадами.
Катание в урочище Бельдерсай происходит на склонах горы Кумбель. Мощный снежный покров лежит здесь с декабря по апрель. До сих пор полностью не раскрыт удивительный феномен Чимганского региона - в метре высоты от снежного покрова температура воздуха может достигать +18 градусов! Континентальный климат обеспечивает экстремальные температуры и обильные снегопады. По двум контрфорсам вершины Кумбель возможна организация походов "бэккантри".
Некоторые факты:
Высота верхней отметки (гора Кумбель): 2300 м.
Общая длина трассы: 3020 м.
Перепад высот: 765 м.
Средний уклон: 27 град.
Максимальный уклон: 52,1 град.
Внетрассовое катание на г. Кумбель осуществляется справа и слева от подъемника (бугельного). Налево от подъемника уходят заманчивые целинные поля, а направо простирается хребет г. Кумбель. С этого хребта в направлении трассы можно начинать внетрассовые спуски, однако, при этом, необходимо хорошее знание местности. В противном случае, по окончании спуска выход к подъемнику может занять несколько часов, т.к. идти приходится по глубокому нетронутому снегу, а склоны горы изрезаны ручьями. Возможны спуски и на другую сторону горы, с последующим довольно продолжительным выходом. Рельеф достаточно однородный без выраженных кулуаров и перегибов.

» Чимган.

Высота горы Большой Чимган 3309 метров над уровнем моря, перепад зоны катания составляет 385 м. При занятиях фрирайдом стартовать можно по всему хребту г. Большой Чимган направо от верхней станции ККД. Все маршруты просматриваются снизу с дороги и имеют очевидные выкаты. Здесь выпадает пушистый и сухой снег – настоящий powder, который практически никем не раскатывается.  На Чимгане почти нет ветра, поэтому снег долго остается легким, его не задувает. Внетрассовые спуски довольно пологие (уклон 15-30 градусов) заканчиваются на дороге, выход к канатной дороге занимает примерно 10 минут.